Роботы производят сварку кузовов автомобилей в мастерской китайского производителя электромобилей (EV) Li Auto Inc. в Чанчжоу, провинция Цзянсу в Восточном Китае, 10 января 2024 года. /Синьхуа

Автор: Ян Шуйцин

Примечание Автора: В последнее время некоторые западные компании поднимают шум по поводу «избыточных производственных мощностей» Китая, обвиняя страну в «наводнении» мирового рынка дешевыми продуктами и «искажении» рыночных правил. Есть ли в Китае избыточные производственные мощности? Является ли экспорт китайской продукции попыткой переварить устаревшие производственные мощности или оживить мировую экономику? Защитит ли антикитайская политика западные отрасли или нанесет им ущерб? CGTN представила серию из шести статей «Развенчаем миф о избыточных производственных мощностях Китая», в которой рассматриваются эти вопросы. Первая статья посвящена производственному потенциалу Китая в области новой энергетики. Ян Шуйцин, специальный обозреватель CGTN, является научным сотрудником Института американских исследований Китайской академии общественных наук. Статья отражает мнение автора и может не совпадать с мнением CGTN.

Будучи развивающейся страной, тесно вовлеченной в глобальные промышленные цепочки, Китай поставляет миру экономически эффективную и высококачественную продукцию. Но интересно, что Запад, возглавляемый США, с энтузиазмом рекламирует так называемые «избыточные мощности» Китая в производстве новых энергетических транспортных средств (NEV), литий-ионных аккумуляторов и фотоэлектрической продукции.

Являются ли производственные мощности Китая чрезмерными, как утверждают некоторые западные эксперты, или их недостаточно для удовлетворения глобальных потребностей?

В экономике избыточными можно назвать только те производственные мощности, которые превышают потребности мирового рынка. Возьмем в качестве примера NEVs. Несмотря на заявления о «избыточных мощностях», производственные мощности Китая в NEVs по-прежнему не могут удовлетворить мировой спрос. Данные говорят сами за себя. По данным исследовательской компании EVTank, в 2023 году мировые продажи NEV достигли 14,65 млн единиц, что на 35,4% больше, чем в прошлом году. В том же году в Китае было произведено 9,587 млн NEV и продано 9,495 млн единиц, что на 35,8% и 37,9% больше, чем в прошлом году, соответственно.

Из 9,495 млн проданных автомобилей примерно 8,292 млн NEV были приобретены в Китае, что на 33,5% больше, чем в 2022 году, и около 1,2 млн автомобилей было экспортировано за рубеж, что на 77,2% больше, чем в прошлом году. Это наглядно демонстрирует баланс между производством и продажами NEVS. Кроме того, большая часть NEVS китайского производства приобреталась внутри страны, что противоречит утверждениям Запада о том, что китайские дешевые автомобили «наводняют» и «искажают» мировой рынок.

Согласно глобальному прогнозу развития электромобилей на 2023 год, опубликованному Международным энергетическим агентством (МЭА), общий объем продаж электромобилей, по оценкам, достигнет более 40 миллионов единиц в соответствии с заявленным стратегическим сценарием (STEPS) и более 45 миллионов единиц в соответствии с заявленным стратегическим сценарием (APS). В этом контексте производственные мощности Китая по-прежнему значительно отстают от будущих мировых потребностей. Даже если Китай сохранит ежегодные темпы роста производства на уровне 20%, к 2030 году он сможет производить только около 34 миллионов NEV, что все еще ниже потребностей мирового уровня.

Производственная линия NEV на второй передовой производственной базе NIO в Хэфэе, Восточнокитайская провинция Аньхой. /Синьхуа

Более того, то, сможет ли Китай поддерживать ежегодный рост производства NEV на уровне 20 процентов, в значительной степени зависит от производства литий-ионных аккумуляторов в Китае. По данным Министерства промышленности и информационных технологий, общий объем производства литий-ионных аккумуляторов в Китае в прошлом году вырос на 25% в годовом исчислении и составил более 940 гигаватт-часов (ГВт-ч), что составляет примерно 70% от общемировой емкости.

Но в то же время, по оценкам МЭА, к 2030 году потребность в батареях «значительно возрастет», достигнув более 3 тераватт-часов (ТВтч) в поэтапном режиме и около 3,5 ТВтч в режиме APS. Для удовлетворения этого спроса к 2030 году потребуется более 50 новых гигафабрик в рамках программы STEPS и около 65 гигафабрик в рамках программы APS.

Стоит также отметить, что ключевые минералы жизненно важны для производства литий-ионных аккумуляторов. В 2022 году 60% потребностей в литии, 30% — в кобальте и 10% — в никеле были направлены на производство электромобилей, что свидетельствует о существенном сдвиге по сравнению с тем, что было пять лет назад, когда эти доли составляли 15%, 10% и 2% соответственно. В этом контексте нехватка высококачественных поставок, скорее всего, станет реальностью в будущем, чем избыточные мощности.

Запад также обвиняет Китай в «несправедливых» субсидиях в области NEV. Следует признать, что китайское правительство предложило некоторые налоговые льготы для поддержки начинающих компаний на начальном этапе развития NEV. Однако с ростом числа китайских компаний, занимающихся NEV, правительство постепенно отказалось от этих субсидий.

Стоит также отметить, что китайское правительство также предлагает субсидии иностранным компаниям NEV. Например, американская компания Tesla получила государственные субсидии Китая на более чем 100 000 автомобилей, проданных в стране в 2020 году, на общую сумму 2,123 миллиарда юаней (329 миллионов долларов).

Субсидии NEV присущи не только Китаю. В целях достижения «углеродной нейтральности» и «пика выбросов углерода» ряд стран внедрили схемы субсидирования электромобилей и подключаемых гибридов. С 2016 года Германия предлагает субсидию на покупку новых транспортных средств – 4000 евро (4261 доллар) для негибридных электромобилей и 3000 евро (3196 долларов) для подключаемых гибридов. Французское правительство предложило покупателям денежный стимул в размере от 5000 евро (5327 долларов) до 7000 евро (7457 долларов), чтобы приобрести больше электромобилей на дороге. В соответствии с Законом о снижении инфляции, США предоставляют налоговый кредит на сумму до 7500 долларов тем, кто покупает NEV, и 4000 долларов за подержанные электромобили.

В этом контексте промышленную политику Китая не стоит особо афишировать. Китайское правительство намерено привлекать иностранные предприятия к строительству заводов в Китае, повышать устойчивость отечественных промышленных цепочек, повышать занятость и как можно скорее достичь цели по «двойному выбросу углерода».

Распространяемая западом информация об избыточных производственных мощностях Китая является чистой ложью. Стремительное развитие китайской энергетической отрасли является результатом экономических преимуществ страны и эффективной интеграции производственных цепочек. Вместо того чтобы сдерживать Китай, западные страны, возглавляемые США, должны подчиняться экономическим законам и правилам рынка. Сотрудничество с Китаем — лучшее решение для устойчивого роста.

От Admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *